« Интересное »
6335
0
Оставить комментарий
Подробнее
3 Декабря 2014
Явление, при котором нарушается логика и законы физики — камень Даваско — это огромный валун, весом более 300 тонн, повисший на самом краю скалы, мерно покачивающийся от порывов ветра, и вот уже несколько тысячелетий словно прикован чей-то неземной силой, за пределами нашего понимания. Находится он в городе Тандиль, это на юго-востоке от Буэнос-Айреса в Аргентине.
6357
0
Оставить комментарий
Подробнее
1 Декабря 2014
Пирамида Хеопса это единственное сохранившееся до наших дней чудо света из тех семи, что были изначально. И хотя вы можете на неё посмотреть и сейчас, вам всё равно не удастся посмотреть на её первоначальный вид. Вся пирамида была облицована полированной плиткой из белого известняка, она сверкала под суровым солнцем Египта. К сожалению, в 1300 году землетрясение ослабило крепление большинства плиток, и их разобрали на строительство мечетей.
6463
+2
Оставить комментарий
Подробнее
22 Ноября 2014
Во время войны с Наполеоном произошел интересный случай. Французы закрепились на берегу одной неглубокой речки и приготовились отражать атаку русских войск. Моста не было, а вода в речке доходила до пупка. Если пытаться пересечь речку, то на другой берег ты выйдешь с сырыми штанами и в сапогах будет воды. А это затруднит атаку. И русское командование принимает решение: раздеть войска. Причем верх одежды оставили, а низ сняли, чтобы не замочить. И вот этот голозадый строй отправляется в атаку. Довольно успешно преодолев речку, строй устремляется к неприятельским войскам. Французские войска видя это безумное наступление, побросав ружья, бегут. А бежали они не сколько от боязни быть убитыми, сколько от того, что могли сделать с ними русские голозадые мужыки.
6235
0
Оставить комментарий
Подробнее
22 Ноября 2014
Ручная мортирка (склопетта) — огнестрельное оружие, являвшееся продолжением развития ручниц и предназначавшееся для стрельбы ручными гранатами. Страна, в которой впервые они появились, неизвестна, но их появление датируется концом XV—началом XVI века. Являлось прообразом современных гранатомётов. Применялись в европейских сражениях начиная с середины XVII вплоть до конца XIX века, когда кремнёвый замок был заменен на капсульный. Введены Петром I в Бомбардирские и Артиллерийские роты для защиты пушек от атак неприятеля; использовались как по прямому назначению, так и для стрельбы дробью. После смерти Петра Великого были упразднены в пехоте и отправлены в крепости, где и прослужили до конца XIX века.
6328
0
Оставить комментарий
Подробнее
19 Ноября 2014
Пират
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "пират"? Одноглазый мужчина с попугаем на плече и деревянной ногой? Обратите свой взгляд на фото — на нем Чжэн Ши, китайская морская разбойница, которая снискала славу одного из самых удачливых пиратов в истории. Под ее командованием находился флот в 2 000 судов и более 70 000 матросов. Эта невысокая хрупкая женщина, руководя сражением, держала в руке вместо сабли веер. Она была современницей Наполеона и адмирала Нельсона, но в Европе о ней никто не слышал. Зато на Дальнем Востоке, на просторах южнокитайских морей, ее имя знали самый последний бедняк и самый первый богач.
Чжэн Ши было 26 лет, когда в 1801 году китайские пираты забрали ее из публичного дома в Кантоне. Вожак пиратов Чжэн И предложил красавице руку и сердце, и она согласилась, но, как гласит легенда, лишь при условии, что будет участвовать и в руководстве операциями, и в разделе добычи. Пират принял условия.
За шесть лет они на пару истребили всех конкурентов на побережье Южно–Китайского моря, увеличив свой флот до 400 кораблей. Когда в 1807 году Чжэн И погиб, вдова, вошедшая в историю под именем Чжэн Ши (вдова Чжэн) взяла бразды правления полностью в свои руки.
Новая капитанша ввела весьма жесткие законы и сумела превратить разбойничье воинство в дисциплинированную армию. Пираты пытались бунтовать, но серия показательных казней заставила их смириться, а приморские деревни стали массово переходить под власть морской разбойницы (под ее защитой жилось спокойно) и добровольно снабжать флот Чжэн Ши всем необходимым.
В январе 1808 года весь китайский императорский флот был брошен на борьбу с пиратами. Госпожа Цин заманила посланную против нее эскадру в придуманную ею хитроумную ловушку, и... выиграла битву, захватив более 60 кораблей. Командовавший эскадрой адмирал, не выдержав позора, позднее покончил собой. Тогда Китай попытался натравить на разбойницу западных авантюристов, но и те не имели успеха. Поняв, что Чжэн Ши не одолеть, власти предложили ей мирное соглашение, и в апреле 1810 года оно было принято.
Пираты (по разным оценкам, от 17 000 до 80 000 человек) получали полную амнистию, сохраняли награбленное имущество и переходили на императорскую службу. Это был конец пиратства в китайских водах.
Чжэн Ши дожила до 69 лет, будучи законной содержательницей гостиницы (при которой были игорный дом и бордель) и сделав, пожалуй, самую блестящую пиратскую карьеру за всю историю человечества.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово "пират"? Одноглазый мужчина с попугаем на плече и деревянной ногой? Обратите свой взгляд на фото — на нем Чжэн Ши, китайская морская разбойница, которая снискала славу одного из самых удачливых пиратов в истории. Под ее командованием находился флот в 2 000 судов и более 70 000 матросов. Эта невысокая хрупкая женщина, руководя сражением, держала в руке вместо сабли веер. Она была современницей Наполеона и адмирала Нельсона, но в Европе о ней никто не слышал. Зато на Дальнем Востоке, на просторах южнокитайских морей, ее имя знали самый последний бедняк и самый первый богач.
Чжэн Ши было 26 лет, когда в 1801 году китайские пираты забрали ее из публичного дома в Кантоне. Вожак пиратов Чжэн И предложил красавице руку и сердце, и она согласилась, но, как гласит легенда, лишь при условии, что будет участвовать и в руководстве операциями, и в разделе добычи. Пират принял условия.
За шесть лет они на пару истребили всех конкурентов на побережье Южно–Китайского моря, увеличив свой флот до 400 кораблей. Когда в 1807 году Чжэн И погиб, вдова, вошедшая в историю под именем Чжэн Ши (вдова Чжэн) взяла бразды правления полностью в свои руки.
Новая капитанша ввела весьма жесткие законы и сумела превратить разбойничье воинство в дисциплинированную армию. Пираты пытались бунтовать, но серия показательных казней заставила их смириться, а приморские деревни стали массово переходить под власть морской разбойницы (под ее защитой жилось спокойно) и добровольно снабжать флот Чжэн Ши всем необходимым.
В январе 1808 года весь китайский императорский флот был брошен на борьбу с пиратами. Госпожа Цин заманила посланную против нее эскадру в придуманную ею хитроумную ловушку, и... выиграла битву, захватив более 60 кораблей. Командовавший эскадрой адмирал, не выдержав позора, позднее покончил собой. Тогда Китай попытался натравить на разбойницу западных авантюристов, но и те не имели успеха. Поняв, что Чжэн Ши не одолеть, власти предложили ей мирное соглашение, и в апреле 1810 года оно было принято.
Пираты (по разным оценкам, от 17 000 до 80 000 человек) получали полную амнистию, сохраняли награбленное имущество и переходили на императорскую службу. Это был конец пиратства в китайских водах.
Чжэн Ши дожила до 69 лет, будучи законной содержательницей гостиницы (при которой были игорный дом и бордель) и сделав, пожалуй, самую блестящую пиратскую карьеру за всю историю человечества.
6501
0
Оставить комментарий
Подробнее
9 Ноября 2014
Придуманная красота
А знаете ли вы, что реальные жители Эллады скорее всего не обладали «греческим профилем»? Такой профиль отличается линией носа, почти прямо переходящей в лоб, без выделения переносицы (как, например, у этого изображения Геракла). Сначала греческий профиль появляется в росписи краснофигурных ваз эпохи поздней архаики, позже – в скульптуре классического периода. Прямой нос и небольшой рот – такой профиль обладал гораздо большей пластической выразительностью, чем обычный, вот древние художники и наделяли им богов и героев. Ведь положительные персонажи обязаны были быть и физически красивыми. Платон считал, что значительно выраженная верхняя часть лица (нос и лоб) в сравнении с невыраженными губами и подбородком указывает на преобладающую сферу сознания над сферой чувств. А вот «бездуховные» отрицательные персонажи изображались с крючковатыми или приплюснутыми носами.
А знаете ли вы, что реальные жители Эллады скорее всего не обладали «греческим профилем»? Такой профиль отличается линией носа, почти прямо переходящей в лоб, без выделения переносицы (как, например, у этого изображения Геракла). Сначала греческий профиль появляется в росписи краснофигурных ваз эпохи поздней архаики, позже – в скульптуре классического периода. Прямой нос и небольшой рот – такой профиль обладал гораздо большей пластической выразительностью, чем обычный, вот древние художники и наделяли им богов и героев. Ведь положительные персонажи обязаны были быть и физически красивыми. Платон считал, что значительно выраженная верхняя часть лица (нос и лоб) в сравнении с невыраженными губами и подбородком указывает на преобладающую сферу сознания над сферой чувств. А вот «бездуховные» отрицательные персонажи изображались с крючковатыми или приплюснутыми носами.
6351
0
Оставить комментарий
Подробнее
9 Ноября 2014
Волчья стая. Впереди идут трое самых слабых и больных. Если засада - то убьют впереди идущих. Еще эти слабые волки должны снег протоптать и сохранить силы для последующих. За ними пятерка матерых волков - мобильный отряд авангарда. Посередине - 11 волчиц. За ними тоже пятерка матерых волков - арьергард. А позади всех идет чуть в отдалении сам вожак. Ему необходимо видеть всю стаю целиком и контролировать, регулировать, координировать и давать команды.
6435
-1
Оставить комментарий
Подробнее
6 Ноября 2014
Жертва своего воображения
В середине XX века английский грузовой корабль, перевозящий из Португалии бутылки с мадерой, прибыл в порт назначения в Шотландии. Один из моряков зашел в холодный грузовой отсек для того, чтобы проверить, все ли бутылки отгружены. Ничего не зная об этом, другой моряк запер дверь снаружи. Пленник изо всех сил стучал в переборки, но никто его не услышал, и корабль отправился обратно в Португалию.
Моряк обнаружил в помещении достаточное количество еды, но он знал, что не проживет долго при низкой температуре. Он схватил кусок металла и всю свою энергию употребил на то, что выцарапывал на переборках час за часом, день за днем рассказ о своей крестной муке. Он описал свою агонию с научной точностью. Как холод сковывал его тело, отмораживая нос, пальцы на руках и на ногах. Как нестерпимы ожоги ледяного воздуха.
Когда корабль бросил якорь в Лиссабоне, капитан открыл отсек и нашел мертвого моряка. Люди прочли его выцарапанную на стенах историю. Но самое потрясающее было не в этом. Капитан измерил температуру воздуха внутри отсека. Термометр показал 19 градусов. Поскольку обратно корабль шел без товара, система охлаждения не была включена. Человек умер только оттого, что думал, что ему холодно. Он стал жертвой своего воображения.
В середине XX века английский грузовой корабль, перевозящий из Португалии бутылки с мадерой, прибыл в порт назначения в Шотландии. Один из моряков зашел в холодный грузовой отсек для того, чтобы проверить, все ли бутылки отгружены. Ничего не зная об этом, другой моряк запер дверь снаружи. Пленник изо всех сил стучал в переборки, но никто его не услышал, и корабль отправился обратно в Португалию.
Моряк обнаружил в помещении достаточное количество еды, но он знал, что не проживет долго при низкой температуре. Он схватил кусок металла и всю свою энергию употребил на то, что выцарапывал на переборках час за часом, день за днем рассказ о своей крестной муке. Он описал свою агонию с научной точностью. Как холод сковывал его тело, отмораживая нос, пальцы на руках и на ногах. Как нестерпимы ожоги ледяного воздуха.
Когда корабль бросил якорь в Лиссабоне, капитан открыл отсек и нашел мертвого моряка. Люди прочли его выцарапанную на стенах историю. Но самое потрясающее было не в этом. Капитан измерил температуру воздуха внутри отсека. Термометр показал 19 градусов. Поскольку обратно корабль шел без товара, система охлаждения не была включена. Человек умер только оттого, что думал, что ему холодно. Он стал жертвой своего воображения.
6275
0
Оставить комментарий
Подробнее
2 Ноября 2014
Глупый ученик
Бауэр – преподаватель немецкого языка Наполеона Бонапарта – был очень невысокого мнения о способностях своего ученика. Наполеон и в самом деле в немецком языке не проявлял особых способностей. Как-то раз, когда нерадивого ученика не оказалось на уроке, Бауэр, узнав, что причиной отсутствия является сдача экзамена по артиллерийскому делу, презрительно поинтересовался:
- А знает ли он вообще что-нибудь?
Услышав в ответ, что Наполеон лучше всех в классе знает математику, преподаватель сказал:
- Так я и думал, ибо всегда был уверен в том, что математики преуспевают только в глупости.
Спустя много лет, уже будучи императором, Наполеон как-то вспомнил своего преподавателя:
- Интересно, дожил ли мой учитель немецкого до тех дней, когда он мог изменить свое мнение обо мне?
Бауэр – преподаватель немецкого языка Наполеона Бонапарта – был очень невысокого мнения о способностях своего ученика. Наполеон и в самом деле в немецком языке не проявлял особых способностей. Как-то раз, когда нерадивого ученика не оказалось на уроке, Бауэр, узнав, что причиной отсутствия является сдача экзамена по артиллерийскому делу, презрительно поинтересовался:
- А знает ли он вообще что-нибудь?
Услышав в ответ, что Наполеон лучше всех в классе знает математику, преподаватель сказал:
- Так я и думал, ибо всегда был уверен в том, что математики преуспевают только в глупости.
Спустя много лет, уже будучи императором, Наполеон как-то вспомнил своего преподавателя:
- Интересно, дожил ли мой учитель немецкого до тех дней, когда он мог изменить свое мнение обо мне?
6305
0
Оставить комментарий
Подробнее
2 Ноября 2014
10 литературных литературных тайн и домыслов
Паранойя — это не только диагноз, но и один из способов познания реальности, когда она становится слишком запутанной. В год 450-летнего юбилея овеянного легендами Уильяма Шекспира мы выбрали 10 литературных загадок. Кто мог подделать «Песни Оссиана», украл ли Шолохов «Тихий Дон» и зачем Томасу Пинчону слушать набоковские лекции? Истина всегда где-то рядом…
Был ли Шекспир?
Известный факт: художник считается состоявшимся с тех пор, как его творения начинают жить собственной жизнью. Что уж говорить о репутации писателя, чьи произведения — в силу стилистической, эмоциональной и интеллектуальной сложности и противоречивости — радикально трансформируют читательское представление об их создателе.
Автора «Короля Лира», «Бури» и «Зимней сказки» справедливо называют ключевой фигурой мировой культуры: нет ничего удивительного в том, что его реальность — и как человека, и как драматурга — была поставлена под сомнение еще два века назад.
Среди всех «еретических» ответвлений шекспироведения своей оригинальной безумностью выделяется версия о коллективном авторстве величайших пьес в истории: в группировке лондонских гениев «Оксфордский синдикат» (Бэкон, Марло, Нэш и другие), на самом деле отвечающей за театральный репертуар последних четырехсот лет, коммерсант Уильям Шекспир выполнял сугубо менеджерские функции.
«Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона
Шотландского поэта Джеймса Макферсона без всякой иронии можно назвать влиятельнейшим литературным деятелем XVIII века: обольстивший английских интеллектуалов «переводами» из древнего гэльского эпоса и сделавший себе блестящую политическую карьеру, он, не отдавая себе в том отчета, совершил один из самых плодотворных подлогов в истории европейской поэзии.
Бард Оссиан, которому этот необычайно талантливый пройдоха приписал «Фингала», «Темору» и еще без малого два десятка своих поэм, стал референтным образом для нескольких поколений стихотворцев по всему континенту и прямо повлиял на становление немецкого романтизма: все мы помним, какую книгу гетевский Вертер читал своей возлюбленной.
Козьма Прутков
Чиновник-резонер Козьма Прутков, сказавший о прихотливом национальном характере не меньше верных слов, чем именитые создатели русского романа, в полной мере заслуживает статус теневого классика XIX века — даже будучи выдуманным персонажем.
Главного отечественного парадоксалиста создавали, что называется, на паях: портрет действительного статского советника был поручен Льву Жемчужникову, а его братья Алексей, Александр и Владимир, объединившись с Алексеем Толстым, разработали для Козьмы Петровича подробную биографию и составили свод его афоризмов и поэтических виршей, из которых впоследствии вырастут обэриуты — славные продолжатели дела этого мудрейшего из глупцов и глупейшего из мудрецов.
Финал «Тайны Эдвина Друда»
Отдавая должное диккенсовскому умению создавать запоминающиеся образы и подсвечивать их теплым юмором, поклонники автора «Лавки древностей» и «Холодного дома» признавали за ним неспособность сочинить пружинистый, по-настоящему захватывающий сюжет. Понимал это и сам Диккенс: изощренное устройство «Тайны Эдвина Друда» должно было убедить читателей и критиков в том, что он наконец овладел искусством удивлять.
Смерть застала писателя на середине книги: поговаривают, что секрет финала Диккенс доверил королеве Виктории, но и она, даром что пережила его на тридцать лет, не выдала развязки этого удивительно атлетичного романа, будоражащего английских литературоведов и по сей день.
Авторство «Тихого Дона»
Дискуссии вокруг «Тихого Дона» разразились сразу после публикации первых томов главной русской эпопеи XX века. Центральным вопросом, над которым почти сто лет бьются сразу несколько филологических дисциплин, остается авторство этого во всех отношениях спорного текста: по мнению многих ученых, двадцатилетний Шолохов никак не мог сдюжить такую тему — по крайней мере, в одиночку.
На роль «настоящего автора» большей части «Тихого Дона» исследователи сватают писателя-казака Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году и оставившего после себя солидный архив: между этими бумагами и шолоховским романом действительно имеются многочисленные переклички, трактуемые одним лагерем как подтверждение «кражи», а другим — как пример творческого осмысления чужого наследия.
«Роман с кокаином» Марка Агеева
Русское литературное зарубежье только оклемалось после выхода «Защиты Лужина» и «Вечера у Клэр», как на него обрушилось новое ослепительное дарование: сначала «Иллюстрированная жизнь», а затем и «Числа» начали выпуск «Романа с кокаином» — самобытного текста, долгие годы пребывавшего в статусе «девятого русского романа Сирина».
Литературоведы, поддерживающие версию о набоковском «отцовстве», считали Марка Агеева фиктивной личностью, с помощью которой автор «Дара» хотел подразнить Мортуса-Адамовича и выбить из своего вечного недоброжелателя восторженную рецензию.
Реальность «русского Томаса де Квинси» была документально подтверждена только двадцать лет назад: им оказался Марк Леви — человек сложной судьбы, сочетавший преподавание с редкими литературными опытами (сохранился рассказ «Паршивый народ») и скончавшийся в Ереване в 1973 году.
Чемодан Бабеля
Зощенко как-то писал Олеше: «Каждые твои две строчки лучше целой груды книг — вот такое у меня ощущение, когда я тебя читаю». Эта реплика справедлива и в отношении Бабеля: гений малой формы, он доводил свои короткие новеллы до совершенства — попробуйте выкинуть хоть одно слово из «Одесских рассказов».
Изумительная словесная чеканка стоила продолжительной, на износ, работы, и пока советская пресса пеняла Бабелю за «простой», он корпел над циклом «Великая Криница», обещавшим стать своеобразным приветом конъюнктурной «Поднятой целине»: коллективизация вызывала у Бабеля те же чувства, что и Первая конная — смесь отвращения и восторга.
Об остальных авторских замыслах мы можем судить только из вторых уст: при аресте у него изъяли (а затем уничтожили) чемодан рукописей — кажется, в нем содержались наброски к большому роману о чекистах.
Томас Пинчон — студент Набокова
Фраза «Томас Пинчон посещал лекции Владимира Набокова» звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой; но ведь и у Пруста с Джойсом однажды в Париже случился small-talk (по одной версии, они обсуждали свои болячки, по другой — трюфели) — и ничего, верим.
Во всяком случае, факты (если в случае с вечно ускользающим Пинчоном вообще можно говорить о фактах) к тому располагают: вернувшись из армии во второй половине 1950-х, он восстановился в Корнелльском университете и, по некоторым свидетельствам, слушал курс зарубежной литературы, который там вел Набоков.
Его жена Вера — водитель, ассистент и телохранитель в одном лице — позднее припоминала необычный пинчоновский почерк: он писал то печатными буквами, то курсивом. Остается только гадать, как бы мэтр отозвался о «Радуге земного тяготения»: зная его сочувственное отношение к молодым американским писателям, думаем, что тепло.
Молчание Сэлинджера
Скептики считали многозначительное молчание Сэлинджера бизнес-стратегией, позволяющей ему минимальными усилиями поддерживать стабильный интерес к собственной персоне, почитатели — буддистским упражнением, растянувшимся на сорок с лишним лет.
До установления истины остались считанные месяцы: с 2015 года начнется публикация поздних сэлинджеровских рукописей, включающих, по слухам, новые истории из жизни Глассов и Колфилдов (ничего не попишешь, любимые герои) и — вот это уже интереснее — роман о денацификации послевоенной Европы, в которой контрразведчик Сэлинджер принимал непосредственное участие.
Не то чтобы кто-то действительно верит, будто все эти годы он держал в столе текст уровня литтелловских «Благоволительниц», но как было бы приятно ошибиться.
«Алмазный мой венец» Валентина Катаева
Позднее творчество Валентина Катаева, дожившего аж до перестройки, — курьез, заслуживающий отдельного рассмотрения: кто бы мог подумать, что на склоне лет писатель, долгие годы сознательно вытравливавший из своих текстов все живое, сочинит едва ли не самое лиричное произведение русской литературы второй половины XX века.
«Алмазный мой венец» — беллетризованные воспоминания, пенящиеся от вымысла: поди разбери, где автор «Растратчиков» и «Квадратуры круга» безбожно завирается, а где говорит правду.
Значительный вклад в расшифровку романа внесли филологи Леонид Видгоф, Олег Лекманов и Мария Рейкина: они не только крепко связали литературных персонажей с их прототипами — современниками Катаева, но и с академической тщательностью восстановили общественно-литературный контекст эпохи.
Паранойя — это не только диагноз, но и один из способов познания реальности, когда она становится слишком запутанной. В год 450-летнего юбилея овеянного легендами Уильяма Шекспира мы выбрали 10 литературных загадок. Кто мог подделать «Песни Оссиана», украл ли Шолохов «Тихий Дон» и зачем Томасу Пинчону слушать набоковские лекции? Истина всегда где-то рядом…
Был ли Шекспир?
Известный факт: художник считается состоявшимся с тех пор, как его творения начинают жить собственной жизнью. Что уж говорить о репутации писателя, чьи произведения — в силу стилистической, эмоциональной и интеллектуальной сложности и противоречивости — радикально трансформируют читательское представление об их создателе.
Автора «Короля Лира», «Бури» и «Зимней сказки» справедливо называют ключевой фигурой мировой культуры: нет ничего удивительного в том, что его реальность — и как человека, и как драматурга — была поставлена под сомнение еще два века назад.
Среди всех «еретических» ответвлений шекспироведения своей оригинальной безумностью выделяется версия о коллективном авторстве величайших пьес в истории: в группировке лондонских гениев «Оксфордский синдикат» (Бэкон, Марло, Нэш и другие), на самом деле отвечающей за театральный репертуар последних четырехсот лет, коммерсант Уильям Шекспир выполнял сугубо менеджерские функции.
«Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона
Шотландского поэта Джеймса Макферсона без всякой иронии можно назвать влиятельнейшим литературным деятелем XVIII века: обольстивший английских интеллектуалов «переводами» из древнего гэльского эпоса и сделавший себе блестящую политическую карьеру, он, не отдавая себе в том отчета, совершил один из самых плодотворных подлогов в истории европейской поэзии.
Бард Оссиан, которому этот необычайно талантливый пройдоха приписал «Фингала», «Темору» и еще без малого два десятка своих поэм, стал референтным образом для нескольких поколений стихотворцев по всему континенту и прямо повлиял на становление немецкого романтизма: все мы помним, какую книгу гетевский Вертер читал своей возлюбленной.
Козьма Прутков
Чиновник-резонер Козьма Прутков, сказавший о прихотливом национальном характере не меньше верных слов, чем именитые создатели русского романа, в полной мере заслуживает статус теневого классика XIX века — даже будучи выдуманным персонажем.
Главного отечественного парадоксалиста создавали, что называется, на паях: портрет действительного статского советника был поручен Льву Жемчужникову, а его братья Алексей, Александр и Владимир, объединившись с Алексеем Толстым, разработали для Козьмы Петровича подробную биографию и составили свод его афоризмов и поэтических виршей, из которых впоследствии вырастут обэриуты — славные продолжатели дела этого мудрейшего из глупцов и глупейшего из мудрецов.
Финал «Тайны Эдвина Друда»
Отдавая должное диккенсовскому умению создавать запоминающиеся образы и подсвечивать их теплым юмором, поклонники автора «Лавки древностей» и «Холодного дома» признавали за ним неспособность сочинить пружинистый, по-настоящему захватывающий сюжет. Понимал это и сам Диккенс: изощренное устройство «Тайны Эдвина Друда» должно было убедить читателей и критиков в том, что он наконец овладел искусством удивлять.
Смерть застала писателя на середине книги: поговаривают, что секрет финала Диккенс доверил королеве Виктории, но и она, даром что пережила его на тридцать лет, не выдала развязки этого удивительно атлетичного романа, будоражащего английских литературоведов и по сей день.
Авторство «Тихого Дона»
Дискуссии вокруг «Тихого Дона» разразились сразу после публикации первых томов главной русской эпопеи XX века. Центральным вопросом, над которым почти сто лет бьются сразу несколько филологических дисциплин, остается авторство этого во всех отношениях спорного текста: по мнению многих ученых, двадцатилетний Шолохов никак не мог сдюжить такую тему — по крайней мере, в одиночку.
На роль «настоящего автора» большей части «Тихого Дона» исследователи сватают писателя-казака Федора Крюкова, умершего от тифа в 1920 году и оставившего после себя солидный архив: между этими бумагами и шолоховским романом действительно имеются многочисленные переклички, трактуемые одним лагерем как подтверждение «кражи», а другим — как пример творческого осмысления чужого наследия.
«Роман с кокаином» Марка Агеева
Русское литературное зарубежье только оклемалось после выхода «Защиты Лужина» и «Вечера у Клэр», как на него обрушилось новое ослепительное дарование: сначала «Иллюстрированная жизнь», а затем и «Числа» начали выпуск «Романа с кокаином» — самобытного текста, долгие годы пребывавшего в статусе «девятого русского романа Сирина».
Литературоведы, поддерживающие версию о набоковском «отцовстве», считали Марка Агеева фиктивной личностью, с помощью которой автор «Дара» хотел подразнить Мортуса-Адамовича и выбить из своего вечного недоброжелателя восторженную рецензию.
Реальность «русского Томаса де Квинси» была документально подтверждена только двадцать лет назад: им оказался Марк Леви — человек сложной судьбы, сочетавший преподавание с редкими литературными опытами (сохранился рассказ «Паршивый народ») и скончавшийся в Ереване в 1973 году.
Чемодан Бабеля
Зощенко как-то писал Олеше: «Каждые твои две строчки лучше целой груды книг — вот такое у меня ощущение, когда я тебя читаю». Эта реплика справедлива и в отношении Бабеля: гений малой формы, он доводил свои короткие новеллы до совершенства — попробуйте выкинуть хоть одно слово из «Одесских рассказов».
Изумительная словесная чеканка стоила продолжительной, на износ, работы, и пока советская пресса пеняла Бабелю за «простой», он корпел над циклом «Великая Криница», обещавшим стать своеобразным приветом конъюнктурной «Поднятой целине»: коллективизация вызывала у Бабеля те же чувства, что и Первая конная — смесь отвращения и восторга.
Об остальных авторских замыслах мы можем судить только из вторых уст: при аресте у него изъяли (а затем уничтожили) чемодан рукописей — кажется, в нем содержались наброски к большому роману о чекистах.
Томас Пинчон — студент Набокова
Фраза «Томас Пинчон посещал лекции Владимира Набокова» звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой; но ведь и у Пруста с Джойсом однажды в Париже случился small-talk (по одной версии, они обсуждали свои болячки, по другой — трюфели) — и ничего, верим.
Во всяком случае, факты (если в случае с вечно ускользающим Пинчоном вообще можно говорить о фактах) к тому располагают: вернувшись из армии во второй половине 1950-х, он восстановился в Корнелльском университете и, по некоторым свидетельствам, слушал курс зарубежной литературы, который там вел Набоков.
Его жена Вера — водитель, ассистент и телохранитель в одном лице — позднее припоминала необычный пинчоновский почерк: он писал то печатными буквами, то курсивом. Остается только гадать, как бы мэтр отозвался о «Радуге земного тяготения»: зная его сочувственное отношение к молодым американским писателям, думаем, что тепло.
Молчание Сэлинджера
Скептики считали многозначительное молчание Сэлинджера бизнес-стратегией, позволяющей ему минимальными усилиями поддерживать стабильный интерес к собственной персоне, почитатели — буддистским упражнением, растянувшимся на сорок с лишним лет.
До установления истины остались считанные месяцы: с 2015 года начнется публикация поздних сэлинджеровских рукописей, включающих, по слухам, новые истории из жизни Глассов и Колфилдов (ничего не попишешь, любимые герои) и — вот это уже интереснее — роман о денацификации послевоенной Европы, в которой контрразведчик Сэлинджер принимал непосредственное участие.
Не то чтобы кто-то действительно верит, будто все эти годы он держал в столе текст уровня литтелловских «Благоволительниц», но как было бы приятно ошибиться.
«Алмазный мой венец» Валентина Катаева
Позднее творчество Валентина Катаева, дожившего аж до перестройки, — курьез, заслуживающий отдельного рассмотрения: кто бы мог подумать, что на склоне лет писатель, долгие годы сознательно вытравливавший из своих текстов все живое, сочинит едва ли не самое лиричное произведение русской литературы второй половины XX века.
«Алмазный мой венец» — беллетризованные воспоминания, пенящиеся от вымысла: поди разбери, где автор «Растратчиков» и «Квадратуры круга» безбожно завирается, а где говорит правду.
Значительный вклад в расшифровку романа внесли филологи Леонид Видгоф, Олег Лекманов и Мария Рейкина: они не только крепко связали литературных персонажей с их прототипами — современниками Катаева, но и с академической тщательностью восстановили общественно-литературный контекст эпохи.
6530
0
Оставить комментарий
Подробнее
2 Ноября 2014
Почему наш мир выглядит именно так, а не иначе? Как он на самом деле устроен? Почему в нем случается то, что мы называем чудесами, и почему не всегда работают физические законы? Можно ли научиться управлять реальностью и событиями, которые происходят вокруг нас? Имеется только одна теория, которая все это объясняет: так называемого материального мира попросту не существует…
Над происхождением Вселенной люди задумывались еще в древности. Богословы считали, что она создана Творцом за несколько тысяч лет до нашей эры. Но археологические и палеонтологические находки доказывают, что Земле и жизни на ней по меньшей мере миллионы лет. Гораздо ближе к истине, по-видимому, оказался Аристотель, утверждавший, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца и будет существовать вечно…
Долгое время Вселенную считали статичной и неизменной, но в 1929 году американский астроном Эдвин Хаббл обнаружил, что она постоянно расширяется. Следовательно, она не существовала всегда, а возникла в результате каких-то процессов, рассудил он. Так появилась теория Большого взрыва, который миллиарды лет назад породил звезды и галактики. Но если до Большого взрыва ничего не существовало, то что же к нему привело?
В 1960 году физик Джон Уилер разработал теорию «пульсирующей Вселенной».
Согласно ей, Вселенная неоднократно проходила через циклы расширения и обратного сжатия, то есть таких Больших взрывов было за весь период ее истории по крайней мере несколько. Еще одна теория подразумевает наличие протовселенной: сначала должна была появиться материя, а потом уже прогремел Большой взрыв.
Наконец, имеется гипотеза появления Вселенной из квантовой пены, на которую воздействуют колебания энергии. «Пенясь», квантовые пузырьки «раздуваются» и порождают новые миры. Но это опять же не объясняло главного: что существовало до образования какой-либо материи?
Научный парадокс попытались разрешить известные астрофизики Джеймс Хартл и Стивен Хокинг, в 1983 году предложив очередную теорию. Она гласила, что Вселенная не имеет границ и ее структура основана на так называемой волновой функции, определяющей различные квантовые состояния частиц материи. Это делает возможным существование множества параллельных Вселенных с различным набором физических констант.
Основной недостаток всех научных моделей формирования Вселенной заключается в том, что до сих пор они строились на так называемой физической картине мира. Но ведь могут иметься и другие миры! Миры, где законы физики не работают.
Мы привыкли, что нас окружает материя ? объективная реальность, данная нам в ощущениях. А ведь ощущения-то у каждого свои, индивидуальные! Вспомним того же Платона, который считал, что есть мир идей (эйдосов), а материя суть всего лишь проекция этих идей… Вот мы и подошли к самому главному: нас окружает вовсе не материя, а идеи, образы!
Рассмотрим феномен аутизма. Ребенок, рождаясь, воспринимает окружающий мир именно в виде образов и ощущений, а не в виде совокупности объектов. Со временем он учится видеть мир как целостную картину, устанавливать связи между различными предметами и понятиями.
Аутисты же могут воспринимать действительность, но не могут ее анализировать.
Зато они способны усваивать огромное количество «первичной» информации, что недоступно большинству из нас.
Так, шведка Ирис Юханссон, которая, страдая аутизмом, тем не менее смогла адаптироваться в «нормальном» мире и даже получить профессию педагога и психолога, способна чувствовать так называемую «жизненную энергию». В детстве, живя в крестьянской семье, где держали коров, она всегда видела, кому из телят не суждено выжить.
В юности Ирис работала в парикмахерской и научилась, делая женщинам прически, восстанавливать энергетический потенциал клиенток, если тот был истощен. Клиентки выходили из парикмахерской, ощущая необыкновенный прилив сил. Благодаря этому Ирис стала очень популярным мастером. Обычные же люди на такие чудеса не способны.
А как же магия и религия? Восточные философы убеждены, что материальный мир – это иллюзия, майя. Древние славяне делили мир на Явь, Навь и Правь: мир материи, мир духов и мир Высшего Начала, управляющего реальностью. А что, если при помощи определенных ритуалов мы можем воздействовать на реальность?
Любой экстрасенс скажет вам, что при наведении порчи или нетрадиционном лечении человека воздействие идет на уровне энергетики. Но вот конкретный механизм того, что в этот момент происходит, вам не объяснит даже самый продвинутый маг. Ему известно только, что для получения определенного результата нужно провести определенный ритуал.Маг ведь работает с идеями, а не с физической картиной мира.
Каким же образом заставить идеи работать на вас? Прежде всего, вы должны осознать тот факт, что существуют параллельные реальности, количество которых, возможно, стремится к бесконечности. И они не «где-то там», а окружают нас. Только мы не замечаем процесса «перехода» из одной реальности в другую. Или замечаем, но воспринимаем это как чудо. Скажем, какая-то вещь исчезла, а потом опять появилась.
Видя что-то необычное, мы тут же принимаем видение за галлюцинацию, в то время как, скорей всего, нам удалось заглянуть в один из многочисленных параллельных миров. Кстати, мы привыкли воспринимать реальность как нечто устойчивое и упорядоченное, но люди с некоторыми мозговыми нарушениями способны видеть ее такой, какова она на самом деле, что обычно воспринимается нами как бред и дает повод покрутить пальцем у виска.
Некогда блестящий физик, занимающийся квантовой механикой, Хью Эверетт предположил, что любая мысль или действие приводит к выбору, который формирует так называемую реальность. В то же время «нереализованные» варианты продолжают существовать как бы параллельно.
Например, вы поехали одной дорогой, попали в пробку и опоздали на собеседование по поводу работы, вследствие чего ее не получили. Поехали другой – прибыли на место вовремя, и собеседование прошло успешно. Можно ли «перешагнуть» с одной «ветки» из множества реальностей на другую? Вот этим мы и занимаемся, когда пытаемся наладить свою жизнь.
Очень хорошо это проиллюстрировал Вадим Зеланд в серии своих книг «Трансерфинг реальности». Он поясняет, почему сильные желания часто не сбываются. Если мы чего-то очень сильно хотим, то возникает избыточный потенциал, и реальность начинает восстанавливать равновесие. Недаром существует поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».
В последние годы возник ажиотаж вокруг системы Симорон. В сущности, нам предлагается вариант так называемого позитивного мышления, но с использованием различного рода ритуальных действ. Как это работает? Человек «расшатывает» границы привычной картины мира (симоронисты называют ее ПКМ) и попадает на ту «волну», которая для него более желательна.
Например, симоронисты призывают почаще прыгать в другой мир. Как? Очень просто – спрыгнуть со стула или кровати, сказав себе: прыгаю за новой работой, за новой квартирой, за своей половинкой и так далее.
Но зачем же нам тогда вообще объективная реальность? Не лучше ли пребывать в мире иллюзий, раз ими можно манипулировать как угодно?
Дело в том, что материальный мир ? это своего рода защита от хаоса. Представьте, что вы находитесь на крохотном островке посреди бескрайнего моря. У вас, по крайней мере, твердая почва под ногами, а если вы броситесь в волны, то они понесут вас неведомо куда.
Скорее всего, когда-то люди действительно видели мир таким хаотичным, каким он является на самом деле. И сами создали так называемую физическую реальность, чтобы избежать нежелательных метаморфоз. В сущности, подобная теория объясняет все: и НЛО, и появление призраков, и телепатию, и ясновидение… Ведь в «истинном» мире не существует границ, и в нем может происходить все что угодно.
Но если наш мир иллюзорен, то должно быть некое первичное начало, породившее его. В этом и заключается загадка Бога. Если все это действительно обстоит так, то кто же создал его самого? Вряд ли найдется хотя бы один ученый или философ, который сможет ответить на этот вопрос, так как, скорее всего, нашему ограниченному сознанию попросту не дано осмыслить ответ.
Над происхождением Вселенной люди задумывались еще в древности. Богословы считали, что она создана Творцом за несколько тысяч лет до нашей эры. Но археологические и палеонтологические находки доказывают, что Земле и жизни на ней по меньшей мере миллионы лет. Гораздо ближе к истине, по-видимому, оказался Аристотель, утверждавший, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца и будет существовать вечно…
Долгое время Вселенную считали статичной и неизменной, но в 1929 году американский астроном Эдвин Хаббл обнаружил, что она постоянно расширяется. Следовательно, она не существовала всегда, а возникла в результате каких-то процессов, рассудил он. Так появилась теория Большого взрыва, который миллиарды лет назад породил звезды и галактики. Но если до Большого взрыва ничего не существовало, то что же к нему привело?
В 1960 году физик Джон Уилер разработал теорию «пульсирующей Вселенной».
Согласно ей, Вселенная неоднократно проходила через циклы расширения и обратного сжатия, то есть таких Больших взрывов было за весь период ее истории по крайней мере несколько. Еще одна теория подразумевает наличие протовселенной: сначала должна была появиться материя, а потом уже прогремел Большой взрыв.
Наконец, имеется гипотеза появления Вселенной из квантовой пены, на которую воздействуют колебания энергии. «Пенясь», квантовые пузырьки «раздуваются» и порождают новые миры. Но это опять же не объясняло главного: что существовало до образования какой-либо материи?
Научный парадокс попытались разрешить известные астрофизики Джеймс Хартл и Стивен Хокинг, в 1983 году предложив очередную теорию. Она гласила, что Вселенная не имеет границ и ее структура основана на так называемой волновой функции, определяющей различные квантовые состояния частиц материи. Это делает возможным существование множества параллельных Вселенных с различным набором физических констант.
Основной недостаток всех научных моделей формирования Вселенной заключается в том, что до сих пор они строились на так называемой физической картине мира. Но ведь могут иметься и другие миры! Миры, где законы физики не работают.
Мы привыкли, что нас окружает материя ? объективная реальность, данная нам в ощущениях. А ведь ощущения-то у каждого свои, индивидуальные! Вспомним того же Платона, который считал, что есть мир идей (эйдосов), а материя суть всего лишь проекция этих идей… Вот мы и подошли к самому главному: нас окружает вовсе не материя, а идеи, образы!
Рассмотрим феномен аутизма. Ребенок, рождаясь, воспринимает окружающий мир именно в виде образов и ощущений, а не в виде совокупности объектов. Со временем он учится видеть мир как целостную картину, устанавливать связи между различными предметами и понятиями.
Аутисты же могут воспринимать действительность, но не могут ее анализировать.
Зато они способны усваивать огромное количество «первичной» информации, что недоступно большинству из нас.
Так, шведка Ирис Юханссон, которая, страдая аутизмом, тем не менее смогла адаптироваться в «нормальном» мире и даже получить профессию педагога и психолога, способна чувствовать так называемую «жизненную энергию». В детстве, живя в крестьянской семье, где держали коров, она всегда видела, кому из телят не суждено выжить.
В юности Ирис работала в парикмахерской и научилась, делая женщинам прически, восстанавливать энергетический потенциал клиенток, если тот был истощен. Клиентки выходили из парикмахерской, ощущая необыкновенный прилив сил. Благодаря этому Ирис стала очень популярным мастером. Обычные же люди на такие чудеса не способны.
А как же магия и религия? Восточные философы убеждены, что материальный мир – это иллюзия, майя. Древние славяне делили мир на Явь, Навь и Правь: мир материи, мир духов и мир Высшего Начала, управляющего реальностью. А что, если при помощи определенных ритуалов мы можем воздействовать на реальность?
Любой экстрасенс скажет вам, что при наведении порчи или нетрадиционном лечении человека воздействие идет на уровне энергетики. Но вот конкретный механизм того, что в этот момент происходит, вам не объяснит даже самый продвинутый маг. Ему известно только, что для получения определенного результата нужно провести определенный ритуал.Маг ведь работает с идеями, а не с физической картиной мира.
Каким же образом заставить идеи работать на вас? Прежде всего, вы должны осознать тот факт, что существуют параллельные реальности, количество которых, возможно, стремится к бесконечности. И они не «где-то там», а окружают нас. Только мы не замечаем процесса «перехода» из одной реальности в другую. Или замечаем, но воспринимаем это как чудо. Скажем, какая-то вещь исчезла, а потом опять появилась.
Видя что-то необычное, мы тут же принимаем видение за галлюцинацию, в то время как, скорей всего, нам удалось заглянуть в один из многочисленных параллельных миров. Кстати, мы привыкли воспринимать реальность как нечто устойчивое и упорядоченное, но люди с некоторыми мозговыми нарушениями способны видеть ее такой, какова она на самом деле, что обычно воспринимается нами как бред и дает повод покрутить пальцем у виска.
Некогда блестящий физик, занимающийся квантовой механикой, Хью Эверетт предположил, что любая мысль или действие приводит к выбору, который формирует так называемую реальность. В то же время «нереализованные» варианты продолжают существовать как бы параллельно.
Например, вы поехали одной дорогой, попали в пробку и опоздали на собеседование по поводу работы, вследствие чего ее не получили. Поехали другой – прибыли на место вовремя, и собеседование прошло успешно. Можно ли «перешагнуть» с одной «ветки» из множества реальностей на другую? Вот этим мы и занимаемся, когда пытаемся наладить свою жизнь.
Очень хорошо это проиллюстрировал Вадим Зеланд в серии своих книг «Трансерфинг реальности». Он поясняет, почему сильные желания часто не сбываются. Если мы чего-то очень сильно хотим, то возникает избыточный потенциал, и реальность начинает восстанавливать равновесие. Недаром существует поговорка: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах».
В последние годы возник ажиотаж вокруг системы Симорон. В сущности, нам предлагается вариант так называемого позитивного мышления, но с использованием различного рода ритуальных действ. Как это работает? Человек «расшатывает» границы привычной картины мира (симоронисты называют ее ПКМ) и попадает на ту «волну», которая для него более желательна.
Например, симоронисты призывают почаще прыгать в другой мир. Как? Очень просто – спрыгнуть со стула или кровати, сказав себе: прыгаю за новой работой, за новой квартирой, за своей половинкой и так далее.
Но зачем же нам тогда вообще объективная реальность? Не лучше ли пребывать в мире иллюзий, раз ими можно манипулировать как угодно?
Дело в том, что материальный мир ? это своего рода защита от хаоса. Представьте, что вы находитесь на крохотном островке посреди бескрайнего моря. У вас, по крайней мере, твердая почва под ногами, а если вы броситесь в волны, то они понесут вас неведомо куда.
Скорее всего, когда-то люди действительно видели мир таким хаотичным, каким он является на самом деле. И сами создали так называемую физическую реальность, чтобы избежать нежелательных метаморфоз. В сущности, подобная теория объясняет все: и НЛО, и появление призраков, и телепатию, и ясновидение… Ведь в «истинном» мире не существует границ, и в нем может происходить все что угодно.
Но если наш мир иллюзорен, то должно быть некое первичное начало, породившее его. В этом и заключается загадка Бога. Если все это действительно обстоит так, то кто же создал его самого? Вряд ли найдется хотя бы один ученый или философ, который сможет ответить на этот вопрос, так как, скорее всего, нашему ограниченному сознанию попросту не дано осмыслить ответ.
6498
0
Оставить комментарий
Подробнее
2 Ноября 2014
Большерогий олень
Большерогий олень — вымершее млекопитающее рода Гигантских оленей (Megaloceros). Внешне сходен с ланью. Существовал в плейстоцене и раннем голоцене. Отличался крупным ростом и огромными (до 4 м в размахе) рогами, сильно расширенными вверху в форме лопаты с несколькими отростками.
Учёные называют причиной вымирания этого оленя наступление леса на открытые пространства, где он не мог обитать. Его вымирание стало частью общего процесса вымирания крупных животных, которому подверглись и многие другие виды. Был распространён в Европе, Азии и Северной Африке. Особенно много скелетов обнаружено в торфяниках Ирландии.
На территории бывшего СССР больше всего останков большерогого оленя встречается в стоянках человека древнего каменного века в средних и южных широтах, включая Крым, Северный Кавказ и Казахстан; целые скелеты найдены на территории Рязанской и Свердловской областей.
Большерогий олень — вымершее млекопитающее рода Гигантских оленей (Megaloceros). Внешне сходен с ланью. Существовал в плейстоцене и раннем голоцене. Отличался крупным ростом и огромными (до 4 м в размахе) рогами, сильно расширенными вверху в форме лопаты с несколькими отростками.
Учёные называют причиной вымирания этого оленя наступление леса на открытые пространства, где он не мог обитать. Его вымирание стало частью общего процесса вымирания крупных животных, которому подверглись и многие другие виды. Был распространён в Европе, Азии и Северной Африке. Особенно много скелетов обнаружено в торфяниках Ирландии.
На территории бывшего СССР больше всего останков большерогого оленя встречается в стоянках человека древнего каменного века в средних и южных широтах, включая Крым, Северный Кавказ и Казахстан; целые скелеты найдены на территории Рязанской и Свердловской областей.
6360
0
Оставить комментарий
Подробнее
1 Ноября 2014
В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток — спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты — как правило, люди в различных позах в момент полового акта.
6229
0
Оставить комментарий
Подробнее
25 Октября 2014
Описания шизофреноподобных симптомов встречаются уже в 2000 году до нашей эры в «Книге Сердец» — части древнего египетского папируса Эберса. Изучение древних греческих и римских источников говорит о том, что, вероятно, в обществах того времени были осведомлены о психотических расстройствах, но не встречается описаний, которые удовлетворили бы сегодняшним критериям шизофрении. В то же время симптомы, напоминающие шизофрению, отмечены в арабских медицинских и психологических текстах, датируемых Средними Веками. К примеру, в Медицинском Каноне Авиценна описывает состояние, отчасти напоминающее шизофрению, которое он именует «джунун муфрит» (тяжелое безумие) и отделяет от других форм безумия, «джунун», — таких как мания, бешенство и маниакально-депрессивный психоз.
Хотя общая концепция безумия существовала на протяжении тысячелетий, лишь в 1893 году шизофрения была выделена в качестве самостоятельного душевного расстройства Эмилем Крепелиным. Он впервые провёл грань, разделившую психотические расстройства на то, что он тогда назвал dementia praecox (буквально — «ранняя деменция», синдром, описанный в 1853 году Бенедиктом Морелем под названием фр. demence precoce) и маниакальную депрессию. Эта дихотомия остаётся важной концепцией и в современной науке.
Хотя общая концепция безумия существовала на протяжении тысячелетий, лишь в 1893 году шизофрения была выделена в качестве самостоятельного душевного расстройства Эмилем Крепелиным. Он впервые провёл грань, разделившую психотические расстройства на то, что он тогда назвал dementia praecox (буквально — «ранняя деменция», синдром, описанный в 1853 году Бенедиктом Морелем под названием фр. demence precoce) и маниакальную депрессию. Эта дихотомия остаётся важной концепцией и в современной науке.
6177
0
Оставить комментарий
Подробнее
23 Октября 2014
Загадочная смерть Эдгара По
Эдгар По стал известен благодаря своим рассказам, которые были наполнены мрачной мистикой и чудовищами. Не менее мрачной и загадочной стала и смерть писателя.
3 октября 1849 года прохожие обнаружили Эдгара По разгуливающим по улицам родного Балтимора в совершенно неадекватном состоянии. По отзывам современников, «он находился в страшной депрессии и нуждался в немедленной медицинской помощи». Писателя поместили в больницу, где он через пять дней скончался.
За всё это время Эдгар не смог внятно объяснить, что с ним приключилось. Еще более подозрительным было то, что на писателе была одежда, которую он до этого случая никогда не носил. В ночь перед своей смертью Эдгар лишь несколько раз повторил фамилию «Рэйнольдс» - но кому она принадлежала, так и не удалось выяснить.
Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли смерть писателя «болезнью мозга» и «воспалением центральной нервной системы» - диагнозами, которые в 19 веке часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти По - до сих пор неизвестно.
Некоторые исследователи полагают, что По стал жертвой т.н. «купинга» (Cooping). Так в 19 веке называлась варварская практика, когда американских избирателей заставляли голосовать за определенного кандидата на выборах против их воли. Избирателей хватали прямо на улицах и держали в помещении, которое именовалось «курятник» (от этого слова и происходит название термина, курятник по-английски - «coop»). Там их поили дешевым алкоголем, пока люди не соглашались голосовать за «правильного» кандидата. Некоторых особо стойких избирателей били и даже убивали. Характерной чертой купинга было то, что заложников часто переодевали, чтобы они могли голосовать по несколько раз.
Эдгар По стал известен благодаря своим рассказам, которые были наполнены мрачной мистикой и чудовищами. Не менее мрачной и загадочной стала и смерть писателя.
3 октября 1849 года прохожие обнаружили Эдгара По разгуливающим по улицам родного Балтимора в совершенно неадекватном состоянии. По отзывам современников, «он находился в страшной депрессии и нуждался в немедленной медицинской помощи». Писателя поместили в больницу, где он через пять дней скончался.
За всё это время Эдгар не смог внятно объяснить, что с ним приключилось. Еще более подозрительным было то, что на писателе была одежда, которую он до этого случая никогда не носил. В ночь перед своей смертью Эдгар лишь несколько раз повторил фамилию «Рэйнольдс» - но кому она принадлежала, так и не удалось выяснить.
Все медицинские записи, включая свидетельство о смерти Эдгара По, исчезли. Газеты того времени объясняли смерть писателя «болезнью мозга» и «воспалением центральной нервной системы» - диагнозами, которые в 19 веке часто ставили людям, скончавшимся от алкоголизма. Что на самом деле явилось причиной смерти По - до сих пор неизвестно.
Некоторые исследователи полагают, что По стал жертвой т.н. «купинга» (Cooping). Так в 19 веке называлась варварская практика, когда американских избирателей заставляли голосовать за определенного кандидата на выборах против их воли. Избирателей хватали прямо на улицах и держали в помещении, которое именовалось «курятник» (от этого слова и происходит название термина, курятник по-английски - «coop»). Там их поили дешевым алкоголем, пока люди не соглашались голосовать за «правильного» кандидата. Некоторых особо стойких избирателей били и даже убивали. Характерной чертой купинга было то, что заложников часто переодевали, чтобы они могли голосовать по несколько раз.
6268
0
Оставить комментарий
Подробнее
15 Октября 2014
Мир вещей и мир идей
Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета. Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно. Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности. Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из–за которой человек не в состоянии отказаться из–за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».
Платон был первым, кто отделил «мир вещей» от «мира идей». Идея (эйдос) по Платону — это исток вещи, ее прообраз, лежащий в основе конкретного предмета. Присутствующая в нашем сознании, к примеру, «идея стола» может либо совпасть с конкретным столом в действительности, либо не совпасть, но «идея стола» и «конкретный стол» по прежнему продолжат существовать в сознании раздельно. Яркой иллюстрацией разделения мира на идейный мир и мир предметный является знаменитый платоновский миф о пещере, в которой люди видят не предметы и других людей, а только их тени на стене пещеры. Пещера для Платона является аллегорией нашего мира, где люди живут, полагая, что тени на стенах пещер — единственный способ познания реальности. Однако на деле тени — всего лишь иллюзия, но иллюзия, из–за которой человек не в состоянии отказаться из–за своей неспособности поставить критический вопрос о существовании реальности и перебороть свое «ложное сознание». Развивая платоновские идеи, философы более позднего времени дошли до концепции трансцендентного и «вещи-в-себе».
6246
0
Оставить комментарий
Подробнее
11 Октября 2014
Как животные видят мир
Большинство млекопитающих не отличают красный цвет от зеленого. Они давно утратили эту способность, присущую птицам, рыбам и рептилиям. Ведь их далекие предки, населявшие планету в одно время с динозаврами, заняли особую экологическую нишу - стали вести ночной образ жизни.
Холодными ночами температура тела динозавров резко падала, как и их активность. Зато теплокровные млекопитающие ближе к полуночи выбирались из своих нор и укрытий и, осмелев, бродили в поисках пищи. За эту вольность они платили дефектами зрения. Им было все равно, как окрашена добыча. Их мир был серым, черным, белесым, но никак не разноцветным.
Большинство млекопитающих не отличают красный цвет от зеленого. Они давно утратили эту способность, присущую птицам, рыбам и рептилиям. Ведь их далекие предки, населявшие планету в одно время с динозаврами, заняли особую экологическую нишу - стали вести ночной образ жизни.
Холодными ночами температура тела динозавров резко падала, как и их активность. Зато теплокровные млекопитающие ближе к полуночи выбирались из своих нор и укрытий и, осмелев, бродили в поисках пищи. За эту вольность они платили дефектами зрения. Им было все равно, как окрашена добыча. Их мир был серым, черным, белесым, но никак не разноцветным.
6384
0
Оставить комментарий
Подробнее
28 Сентября 2014
Вы живы благодаря митохондриям в вашем теле
Считается, что в теле человека всё очень гармонично, но даже сейчас в наших клетках есть совершенно чужеродные элементы.
Митохондрии плавают в слизи ваших клеток и неустанно делают молекулы, которые приводят в движение ваше тело. Но раньше эти митохондрии не зависели от вашего тела: они были бактериями во внешнем мире. Поэтому вы на фундаментальном уровне — результат симбиоза, результат взаимозависимости двух форм жизни.
Митохондрии производят энергию для нашего тела. Плавая в клеточной цитоплазме внутри клетки, но вне клеточного ядра, они трудятся, производя аденозинтрифосфат, или АТФ. АТФ используется в качестве источника энергии, которая возникает, когда вещество разлагается на отдельные компоненты. Энергия вам нужна постоянно, и митохондрии её предоставляют. Эти органеллы настолько важны, что они даже участвуют в процесс оплодотворения. Митохондрии плавают в неоплодотворённых яйцеклетках, ожидая сперматозоид.
У митохондрий есть собственная ДНК, которую называют митохондриальной, или мтДНК. И митохондрии могут воспроизводить себя совершенно независимо от всяких дизоксирибонуклеиновых процессов, происходящих внутри клеточного ядра. Так как у митохондрий есть своя ДНК, и им не требуется оплодотворение, когда дело доходит до размножения, вы — клон вашей матери. В ваших клетках её мтДНК, и мтДНК её матери, и мтДНК матери её матери, и т. д. Вот почему мтДНК вызывает такой интерес у учёных-генетиков. Иногда она может мутировать, но всё происходит не так, как с обычной ДНК внутри клеточного ядра. Тот факт, что у митохондрий есть отдельная ДНК, это, конечно, странно. Но это обстоятельство меркнет по сравнению с формой этой ДНК. Митохондриальная ДНК имеет округлую форму. Это спираль, которая скручена в кольцо. Митохондрии покажутся ещё более странными, если посмотреть на барьер между ними и остальной частью клетки. Митохондрии отличаются от других органелл тем, что имеют двойную оболочку. Кольцевая ДНК, двойные клеточные стенки, а также тот факт, что мтДНК совершенно не похоже на ДНК клеточного ядра, делает митохондрии больше похожими не на клетки человека, а на какие-то бактерии, которые надели собственные гидрокостюмы, состоящие из двойных клеточных мембран, и погрузились в наши клетки. Сейчас учёные считают, что в процессе эволюции произошло именно это. Подробно этот процесс объясняет современная эндосимбиотическая теория, в которой наглядно доказывается, что наша клетка могла в какой-то момент «приютить» паразитарную бактерию, но не поглотила её, а начала использовать в качестве источника энергии.
Считается, что в теле человека всё очень гармонично, но даже сейчас в наших клетках есть совершенно чужеродные элементы.
Митохондрии плавают в слизи ваших клеток и неустанно делают молекулы, которые приводят в движение ваше тело. Но раньше эти митохондрии не зависели от вашего тела: они были бактериями во внешнем мире. Поэтому вы на фундаментальном уровне — результат симбиоза, результат взаимозависимости двух форм жизни.
Митохондрии производят энергию для нашего тела. Плавая в клеточной цитоплазме внутри клетки, но вне клеточного ядра, они трудятся, производя аденозинтрифосфат, или АТФ. АТФ используется в качестве источника энергии, которая возникает, когда вещество разлагается на отдельные компоненты. Энергия вам нужна постоянно, и митохондрии её предоставляют. Эти органеллы настолько важны, что они даже участвуют в процесс оплодотворения. Митохондрии плавают в неоплодотворённых яйцеклетках, ожидая сперматозоид.
У митохондрий есть собственная ДНК, которую называют митохондриальной, или мтДНК. И митохондрии могут воспроизводить себя совершенно независимо от всяких дизоксирибонуклеиновых процессов, происходящих внутри клеточного ядра. Так как у митохондрий есть своя ДНК, и им не требуется оплодотворение, когда дело доходит до размножения, вы — клон вашей матери. В ваших клетках её мтДНК, и мтДНК её матери, и мтДНК матери её матери, и т. д. Вот почему мтДНК вызывает такой интерес у учёных-генетиков. Иногда она может мутировать, но всё происходит не так, как с обычной ДНК внутри клеточного ядра. Тот факт, что у митохондрий есть отдельная ДНК, это, конечно, странно. Но это обстоятельство меркнет по сравнению с формой этой ДНК. Митохондриальная ДНК имеет округлую форму. Это спираль, которая скручена в кольцо. Митохондрии покажутся ещё более странными, если посмотреть на барьер между ними и остальной частью клетки. Митохондрии отличаются от других органелл тем, что имеют двойную оболочку. Кольцевая ДНК, двойные клеточные стенки, а также тот факт, что мтДНК совершенно не похоже на ДНК клеточного ядра, делает митохондрии больше похожими не на клетки человека, а на какие-то бактерии, которые надели собственные гидрокостюмы, состоящие из двойных клеточных мембран, и погрузились в наши клетки. Сейчас учёные считают, что в процессе эволюции произошло именно это. Подробно этот процесс объясняет современная эндосимбиотическая теория, в которой наглядно доказывается, что наша клетка могла в какой-то момент «приютить» паразитарную бактерию, но не поглотила её, а начала использовать в качестве источника энергии.
6351
0
Оставить комментарий
Подробнее
24 Сентября 2014
Интеллект влияет на супружескую верность
Супружеская верность мужчины зависит от его интеллектуального развития. К этому выводу пришли психологи из Института экономики в Лондоне. Чем умнее муж, тем ниже вероятность, что он будет изменять своей супруге, считают они.
По мнению авторов исследования, в процессе эволюции полигамная природа мужчин постепенно сменяется моногамией. На данной стадии эволюционного развития человечества интимные отношения с единственной женщиной являются оптимальной моделью сексуального поведения. Такая моногамия избавляет современного мужчину от стресса, связанного с поиском новых партнерш.
Британские психологи выяснили, что только мужчины с высоким интеллектом способны не изменять, потому что подсознательно понимают, что моногамия является наиболее выгодным вариантом отношений с противоположным полом.
Супружеская верность мужчины зависит от его интеллектуального развития. К этому выводу пришли психологи из Института экономики в Лондоне. Чем умнее муж, тем ниже вероятность, что он будет изменять своей супруге, считают они.
По мнению авторов исследования, в процессе эволюции полигамная природа мужчин постепенно сменяется моногамией. На данной стадии эволюционного развития человечества интимные отношения с единственной женщиной являются оптимальной моделью сексуального поведения. Такая моногамия избавляет современного мужчину от стресса, связанного с поиском новых партнерш.
Британские психологи выяснили, что только мужчины с высоким интеллектом способны не изменять, потому что подсознательно понимают, что моногамия является наиболее выгодным вариантом отношений с противоположным полом.
6228
0
Оставить комментарий
Подробнее
20 Сентября 2014
Как шагает белок
Еще в 2007 году японские исследователи сумели пронаблюдать под микроскопом работу одного из «молекулярных моторов» живой клетки — шагающего белка миозина V, который умеет активно передвигаться вдоль актиновых волокон и перетаскивать прикрепленные к нему грузы. Каждый шаг миозина V начинается с того, что одна из его «ног» (задняя) отделяется от актиновой нити. Затем вторая нога наклоняется вперед, а первая свободно вращается на «шарнире», соединяющем ноги молекулы, до тех пор, пока случайно не коснется актиновой нити. Конечный итог хаотического движения первой ноги оказывается строго детерминирован благодаря фиксированному положению второй.
Еще в 2007 году японские исследователи сумели пронаблюдать под микроскопом работу одного из «молекулярных моторов» живой клетки — шагающего белка миозина V, который умеет активно передвигаться вдоль актиновых волокон и перетаскивать прикрепленные к нему грузы. Каждый шаг миозина V начинается с того, что одна из его «ног» (задняя) отделяется от актиновой нити. Затем вторая нога наклоняется вперед, а первая свободно вращается на «шарнире», соединяющем ноги молекулы, до тех пор, пока случайно не коснется актиновой нити. Конечный итог хаотического движения первой ноги оказывается строго детерминирован благодаря фиксированному положению второй.
7049
0
Оставить комментарий
Подробнее
22 Август 2014
Звук способен превратиться в свет, но никто не знает, почему.
Этот феномен называется сонолюминесценция. Сонолюминесценция — это физическое явление превращения звука в свет. Учёные уже 70 лет пытаются объяснить его, но никто пока не добился успеха. Никто не сумел объяснить, как звук может создать из пузырька воздуха свет, но это происходит.
Однако в объяснении сонолюминесценции есть некоторые подвижки.
Сначала физики считали, что всё дело в силе трения, но в конце 1980-х годов они обнаружили, что звуковая волна расширяет пузыри и нагревает газ внутри них до более высокой температуры, чем на поверхности солнца. Физики думали, что, лопаясь от жара, пузырь создаёт светящуюся плазму, но даже 30 лет спустя это всё ещё всего лишь гипотеза.
Тем не менее, исследователи полагают, что в этом явлении должны быть задействованы различные физические механизмы и должно быть несколько видов сонолюминесценции. Сейчас уже точно известно, что сонолюминесценция зависит от размера пузыря, кроме того, когда он лопается, происходит эмиссия OH.
В будущем, вероятно, звук и газ можно будет использовать для подводного освещения, выходя за рамки ограничений обычных ламп.
Этот феномен называется сонолюминесценция. Сонолюминесценция — это физическое явление превращения звука в свет. Учёные уже 70 лет пытаются объяснить его, но никто пока не добился успеха. Никто не сумел объяснить, как звук может создать из пузырька воздуха свет, но это происходит.
Однако в объяснении сонолюминесценции есть некоторые подвижки.
Сначала физики считали, что всё дело в силе трения, но в конце 1980-х годов они обнаружили, что звуковая волна расширяет пузыри и нагревает газ внутри них до более высокой температуры, чем на поверхности солнца. Физики думали, что, лопаясь от жара, пузырь создаёт светящуюся плазму, но даже 30 лет спустя это всё ещё всего лишь гипотеза.
Тем не менее, исследователи полагают, что в этом явлении должны быть задействованы различные физические механизмы и должно быть несколько видов сонолюминесценции. Сейчас уже точно известно, что сонолюминесценция зависит от размера пузыря, кроме того, когда он лопается, происходит эмиссия OH.
В будущем, вероятно, звук и газ можно будет использовать для подводного освещения, выходя за рамки ограничений обычных ламп.