Создать запись
7164
0 Оставить комментарий 2 Декабря 2012
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Одной из таких школ стал кинизм. Основатель школы Антисфен Афинский, развивая принципы учителя, стал утверждать, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. Антисфен утверждал, что для достижения блага следует жить «подобно собаке», то есть жить, сочетая в себе:
- простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям;
- умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя;
- верность, храбрость, благодарность.
Таким образом этический идеал кинизма формируется как:
- крайняя простота, граничащая с докультурным состоянием;
- презрение ко всем потребностям кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна;
- насмешка над всеми условностями;
- демонстративная естественность и безусловность личной свободы.


Как сумма, в центре кинической философии находится человек с его естественными заботами. Киник ищет норму в природе человека как вида и индивида, и не ждет божественных указаний для решения собственной жизни. При этом индивидуалистический протест киников не вырождается в эгоизм, готовый удовлетворять ego одного за счёт других. Индивидуализм киников приводит к принципу внутренней свободы, которая добывается борьбой с самим собой, но не с «социальным злом». Таким образом, отрицание киников не являлось нигилизмом.
Высказывания основположника кинизма Антисфена:
- Труд есть благо (в пример Антисфен приводил из эллинов Геракла с его двенадцатью подвигами, из варваров — Кира, трудолюбие которого описано Ксенофонтом в «Киропедии», давая понять, что его современникам и землякам до этого блага далеко).
- Лучше попасться стервятникам, чем льстецам; те пожирают мертвых, эти — живых.
- Как ржавчина съедает железо, так завистников пожирает их собственный нрав.
- Те, кто хочет обрести бессмертие, должны жить благочестиво и справедливо.
- Братская близость единомыслящих крепче всяких стен.
- В дорогу надо запасаться [только] тем, чего не потеряешь даже при кораблекрушении.
- Сдержанность нужнее тем, кто слышит о себе дурное, чем тем, в кого бросают камнями.
- Все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.
- Не пренебрегай врагами: они первые замечают твои погрешности.
- Нелепо, отвеивая мякину от хлеба и исключая из войска слабых воинов, не освобождать государство от дурных граждан.
- Добродетель для мужчины и женщины — одна.
- Что блаженнее всего для человека? Умереть счастливым.
- Какая наука самая необходимая? Наука забывать ненужное.
- Как стать прекрасным и добрым? Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от пороков, которые в тебе есть.
А кто сейчас готов жить так? И даже не ведает, что и раньше люди об этом думали...